Кот и море

Кот и мореНа исходе XX века экипаж судна британского королевского флота Pembroke отдал воинские почести некому Чарли, чёрному коту, талисману команды, который скончался после многих лет безупречной службы на борту корабля.

Это не означало, что до той поры моряки не дружили с кошками, — все, кто оказывается на корабле, хорошо знают, чего стоит кошка, умеющая охотиться на крыс…

Обычай брать на борт одну или несколько кошек, без сомнения, восходит к глубокой древности, но документально он засвидетельствован впервые в XV веке в Генуе, где страховщики судов, осуществлявших торговлю с Левантом, потребовали наличия на них кошек, чтобы гарантировать сохранность зерна, снастей и тканей. Венецианцы, соперники генуэзцев, тут же сделали то же самое, и были выделены моряки, которым предписывалось на борту «смотреть за кошками»; они должны были не только их кормить, но и следить за тем, чтобы те не сбегали во время заходов в порты! А во Франции лишь в XVII веке министр морского флота Кольбер отдал соответствующие распоряжения, и после его знаменитого указа появилась официальная формула: «судно готово к плаванию; на борту есть две кошки». Много позже, в 1930 году, доктор Луар, санитарный врач порта Гавр, предложил селекционировать котов-крысоловов для судов и портовых складских помещений.

Японские моряки брали с собой в плавание трёхцветных бобтейлов — микэ нэко; говорят, их чувствительность позволяла предвидеть наступление шторма. Французские моряки и рыбаки полагали, что присутствие кошки на корабле служит гарантией попутного ветра. Но это не мешало им верить, будто кошка, перебежавшая дорогу на суше, до их выхода в море, предвещала не удачный лов! С кошкой никогда не знаешь, что произойдёт через минуту…

Прокрутить вверх