Этот кот в конце XIX века властвовал над Парижем, интеллектуальным, богемным и литературным. Судьба несправедлива: мы не знаем даже той клички, которую носил кот, в честь которого было названо самое знаменитое кабаре Монмартра — Le Chat noir.
В 1881 году виноторговец и любитель поэзии Родольф Сали открыл своё первое заведение на бульваре Рошшуар 84. В один из вечеров, собираясь зайти в заброшенное помещение, он услышал мяуканье, издаваемое взобравшимся на соседний уличный фонарь чёрным котом, слишком худым, чтобы его можно было испугаться. Не нужно забывать, что тогда в людях ещё надёжно сидел средневековый страх перед чёрной кошкой. Сали приютил кота, обрадовавшись, что название его заведению теперь найдено и что оно являет собой дань уважения Эдгару Аллану По: рассказ Чёрный кот принадлежал к числу самых знаменитых в его Необычайных историях! Но что здесь, правда? Певица Иветт Жильбер оставила нам другую историю происхождения данного названия: «Чёрный кот, совсем, совсем старый, который находился в лавке, дал название устроенному там кабаре. Он стал его талисманом».
Как бы то ни было, этот чёрный кот волновал воображение монмартрских художников; он был изображен на вывеске у входа в кабаре, атак же на картине висевшей в зале, у ног мадонны. Чёрный кот стал местом встреч всех, за кем в Париже признавали искру таланта — писателей, поэтов, музыкантов, художников: здесь бывали Виктор Гюго, Эмиль Золя, Жан Лоррен, Стейнлен, Иветт Жильбер и многие другие…
Аристид Брюан, самый знаменитый шансонье того времени, сочинил гимн заведения: Жалоба чёрного кота, который тут же стал классикой, и публика каждый день распевала его хором.
Помещение оказалось слишком тесным (всего 16 квадратных метра), чтоб вместить всех желающих, число которых неуклонно росло, и Чёрный кот переехал в другое место, на улицу Лаваль. Убранство кабаре служило прославлению знаменитого кота. Кроме картины Вийетта — Девушка с котом, можно было полюбоваться ошеломляющим камином Грассе. Его византийские колонны увенчивались изображением двух котов в окружении девиза «Montijoye Montmartre», они служили пьедесталом ещё для двух котов, балансировавших на молитвенниках. Зеркало показывало ещё одного чёрного кота, который пугал белого гуся: так высмеивалась буржуазная публика, ошеломлённая атмосферой Монмартра. Любители устремлялись туда, чтобы послушать шансонье, посмотреть представление с китайскими тенями, встретится с писателями и художниками в яркой, необычной обстановке.
Труппа кабаре Чёрный кот не раз отправлялась в турне по Франции; то же название закрепилось за литературным и сатирическим журналом, с которым сотрудничали Альфонс Алле, Виктор Гюго, Ги де Мопассан, Жан Лоррен, а под иллюстрациями стояли подписи Стейнлена, Вийетта, Леандра.
Слава Чёрного кота продолжалась до 1898 года. Но как место притяжения на Монмартре кабаре уже утрачивало своё очарование, и его двери окончательно закрылись. В любом случае Родольф Сали искоренил старый средневековый страх перед чёрным котом, который отныне символизировал дух, мудрость и сатирический дар. А чёрные кошки уже давно нуждались в подобной реабилитации!