Из всех животных в Средние века, в «просвещённой Европе», на долю несчастных, чёрных кошек достались наибольшие страдания. Одно их упоминание внушало людям страх.
И за окрас, которым их наделила природа, им не редко приходилось расплачиваться жизнью. Чёрная кошка, которая не имела на своей грудке хотя бы небольшого белого пятнышка, так называемой «метки ангела», или «божьего перста», рисковала принять смерть на костре или быть казнённой иным способом.
Чёрных кошек было убито столько, что и в наши дни гораздо чаще можно повстречать зверьков, имеющих знаменитую белую отметину, чем абсолютно чёрных: такой результат убийственного селекционирования.
Откуда возник этот страх перед чёрной кошкой? В том, что касается рокового окраса, это животное было не одиноко, поскольку чёрные куры, собаки и козы, то же считались в ту эпоху порождением дьявола, приспешниками демонов в обрядах жертвоприношений или на шабашах ведьм. В средневековой Европе чёрный цвет ассоциировался со злом, сумерками, дьяволом, смертью.
Всё началось в Галлии в конце IV — начале V веков, когда набиравшее силу христианство поставило целью искоренение местных языческих культов, прежде всего, культа богинь, связанных с лунными циклами; женщин-жриц считали тогда колдуньями. Эти женщины жили в полном единении с природой, зная все тайны растений, и их любимыми животными были, разумеется, кошки, преимущественно чёрные. Но кошка, может быть, пришла с востока, вместе с религиозными верованиями, изгонявшимися церковью; этого было достаточно, чтобы относится к ней с предубеждением и подозрением. А потом то, что она видит в темноте… И её глаза не мечут огненные вспышки? И она ведь может произносить отдельные слова, и разве не слушает она внимательно, о чём говорят люди? И что остаётся думать о чёрных кошках, шёрстка которых будто намеренно копирует одеяние священников?
В 1233 году папа Григорий IX, издав буллу Vox in rama, в которой он выносит смертный приговор всем чёрным кошкам. В ней говорится, что все люди, которые осмелятся держать у себя дома чёрных кошек, будут отправлены на костёр. В Англии едва избежал костра епископ Ковентри, которого пытались обвинить в почитании чёрных кошек. Во Франции тамплиеров подозревали в поклонению кошачьему образу, который у них якобы назывался Вахомет (в чём виделось некое родство с исламом и Магометом). К этой эпохе восходят все предрассудки, связанные с чёрными котами, вроде того, что человеку грозит крупное несчастье, если дорогу ему пересечёт чёрная кошка. Эти предрассудки живы до сих пор!
В течение веков утверждалось, что в каждой чёрной кошке, коте или котёнке, скрывается перевоплотившийся колдун или обычный демон. В Англии в XVII веке охотник за колдунами Мэтью Хопкинс заставлял колдунью называть имя её «дружка»; демон, воплотившийся в кота, называл своё имя сам: Пайвекет. В XX веке это дало толчок драматургу Джону Ван Друтену к написанию блестящей комедии Колокол, книга и свеча. В ней автор вывел на сцену красивую современную колдунью, кот которой носит имя Пайвекет и тоже владеет магией…
Первым в 1727 году реабилитировал чёрных животных автор «Истории кошек» Монкриф, утверждающий, что чёрные кошки – самые красивые, и так объяснявший причины их плохой репутации: «Чёрный цвет сильно повредил кошкам в глазах непросвещённых умов; он придаёт блеск их глазам, что заставило рассмотреть в этих животных колдунов».